Защитные механизмы психики.
(благодарность участникам форума атеистов)
В первом списке примитивные, простые, более характерные для детского мировоззрения.
1. «Всемогущий контроль»— восприятие себя как причины всего, что происходит в мире («слово материально», «визуализация может всё», «просИте – и дастся вам, стучитесь – и отворят вам») и т.п..
2. Диссоциация — отделение себя от своих неприятных переживаний.(«не надо об этом думать», «На всё воля божия», «это карма», «это мне наказание за…»)
читать дальше3. Интроекция - бессознательное включение в свой внутренний мир воспринимаемых извне взглядов, мотивов, установок других людей («нет царя кроме как от бога», «это испытание», «господь терпел и нам велел», «верующих так много, не могут же они ошибаться» и т.п.).
4. Отрицание — полный отказ от осознания неприятной информации («наши мертвые сейчас в раю», «не разубеждайте меня, мне так легче», «с нами бог!», «мы народ богоносец и потому не можем погибнуть» и даже как в анекдоте: «Вдруг тебя на войне убьют? – А меня-то за что?»).
5. Примитивная идеализация — восприятие другого человека как идеального и всемогущего (всевозможные святые, гуру и т.п. – «молитесь за нас», «помогите нам», к Ванге вот ходили, к Грабовому, к Кашпировскому… из того же угла все эти крестики, амулеты и т.п.)
6. Примитивная изоляция, в частности защитное фантазирование — уход от реальности в другое психическое состояние
У Конан-Дойла «Значит, мы тоже умрем? - Да, видно, дело к тому идет. - Что же ты мне раньше не сказал? Ведь когда мы умрем, мы же пойдем к маме! - Ты-то, конечно, пойдешь, милая. - И ты тоже. Я расскажу маме, какой ты добрый. Наверное, она встретит нас на небе в дверях с кувшином воды и с целой грудой гречишных лепешек, горяченьких и поджаристых, - мы с Бобом так их любили! А долго еще ждать, пока мы умрем?» (Этюд в багровых тонах). К таким же защитным фантазиям прибегал, помнится и главный герой фильма «Женя, Женечка и «Катюша».
7. Проективная идентификация — когда человек навязывает кому-либо роль, основанную на своей проекции («атеисты плохие и заслуживают расправы», «иноверцы плохие и заслуживают смерти» и т.п.).
8. Расщепление Эго — представление о ком-либо как о только хорошем или только плохом, с восприятием присущих ему качеств, не вписывающихся в такую оценку, как чего-то совершенно отдельного («здесь мне хорошо, а если речи гуру кажутся нелогичными, так это только оттого, что я недостаточно постиг истину», «я нахожу нестыковки в Библии просто потому, что вера слаба», «я плохой, грешник» и т.п. – или наоборот: «я просвещенный – я выше многих», «мне открылась истина»).
9.Соматизация — тенденция переживать соматический дистресс в ответ на психологический стресс и искать в связи с такими проблемами помощи («помолись – станет легче»; то же говорится о медитации, посте и т.п.).
И напротив, сознательно убежденный в чем-то человек применяет вторичные защитные механизмы, то есть, требующие развитого уровня интеллекта
1. Возмещение — бессознательная попытка «отменить» эффект негативного события путём создания некоего позитивного события («да, всех спасти я не могу, но кого могу – попытаюсь», «да, на войне один человек мало что значит, но я всё сделаю»).
2. Вытеснение — активное, мотивированное устранение чего-либо из сознания («не бояться, только не бояться, я смогу», «только не смотреть вниз, и не думать о высоте», «я сделаю то, что надо – и не погибну»).
3. Замещение — бессознательная переориентация импульса или чувства с первоначального объекта на другой («конечно страшно, но там ребёнок», «могут пострадать мои товарищи, моя семья, другие близкие люди и т.п.»).
4. Игнорирование — контроль и ограничение информации об источнике пугающего психологического воздействия («да я быстро пробегу, и меня даже снайпер не подстрелит» -помните, как поступает Гаврош?)
5.Идентификация — отождествление себя с другим человеком или группой людей («он мог – и я смогу», «я не хуже всех», «все идут в атаку – значит, смогу и я»).
6. Изоляция аффекта — удаление эмоциональной составляющей происходящего из сознания (ходят по трупам, видят лужи крови – и не пугаются: «издержки ситуации, не более того», «война есть война, травматология есть травматология»)
7. Интеллектуализация — неосознанное стремление контролировать эмоции и импульсы на основе рациональной интерпретации ситуации («так, надо сделать то-то и то-то, и всё будет нормально»,).
8. Компенсация— прикрытие собственных слабостей за счёт подчеркивания сильных сторон или преодоление фрустрации в одной сфере сверхудовлетворением в других («бегаю я, конечно, медленнее, чем все, но стреляю лучше – вот это и будет мое место в бою», «подрывник в отряде я один – кому и идти, как не мне», «как ни есть, а я тут самый опытный»)
9. Морализация — поиск способа убедить себя в моральной необходимости происходящего («если я этого не сделаю – меня засмеют», «если дезертирую - меня просто прихлопнут» ну и т.п. варианты: отдадут под суд, разорвут члены семей погибших, и т.п.).
10. Отыгрывание — снятие эмоционального напряжения за счет проигрывания ситуаций, приведших к негативному результату («тот, кто шел передо мной, он сделал неправильно то-то и то-то»).
11. Аутоагрессия — перенаправление негативного аффекта по отношению к внешнему объекту на самого себя («Ну вставай же, трус!», «Действуй, чёртов увалень», «Думай, идиотина!»).
12. Рационализация — объяснение самому себе своего поведения таким образом, чтобы оно казалось обоснованным и хорошо контролируемым (так, сейчас я проползу вот таким-то путем, там камень, там развалины – меня не заденут, поднимусь перед самой стеной – окажусь в мёртвой зоне, а уж там и гранату кинуть можно» - и тут уж только вопрос, правильно ли всё прикинул, или оказалась «коротка кольчужка», или «расчет был неплохой, немного подкачало исполнение»)
13. Реактивное образование — защита от запретных импульсов, с помощью выражения в поведении и мыслях противоположных побуждений (помните, как булгаковский Николка Турбин? «Не боюсь? – спрашивал он себя, - Да нет, вроде не боюсь» - и соответственно это демонстрировал)
14. Реверсия — проигрывание жизненного сценария, с переменой в нём мест объекта и субъекта («Это враг должен нас бояться», «Сейчас надо действовать, а потом найду виновного и всыплю ему!» - часовому ли что проворонил врагов, детям ли что играли со спичками и т.п. – по обстоятельствам).
15. Регрессия — возврат к ребячливым, детским моделям поведения (показать врагу язык, крикнуть противнику «Да не сможешь ты в меня попасть, хоть упукайся», или как достопочтенный Василий Тёркин: «Обратясь к тому снаряду, справил малую нужду», или как рассказывала известная лётчица: «Наши самолёты разошлись на противоположных курсах. Немец показал мне кулак, я ему кукиш…"
Защитные механизмы психики
Защитные механизмы психики.
(благодарность участникам форума атеистов)
В первом списке примитивные, простые, более характерные для детского мировоззрения.
1. «Всемогущий контроль»— восприятие себя как причины всего, что происходит в мире («слово материально», «визуализация может всё», «просИте – и дастся вам, стучитесь – и отворят вам») и т.п..
2. Диссоциация — отделение себя от своих неприятных переживаний.(«не надо об этом думать», «На всё воля божия», «это карма», «это мне наказание за…»)
читать дальше
(благодарность участникам форума атеистов)
В первом списке примитивные, простые, более характерные для детского мировоззрения.
1. «Всемогущий контроль»— восприятие себя как причины всего, что происходит в мире («слово материально», «визуализация может всё», «просИте – и дастся вам, стучитесь – и отворят вам») и т.п..
2. Диссоциация — отделение себя от своих неприятных переживаний.(«не надо об этом думать», «На всё воля божия», «это карма», «это мне наказание за…»)
читать дальше