Ничто не ново, и в этом мире уже бывало все. И современные форумы интернета носят название древнегреческих собраний, и скептики оттачивали свое мастерство спора в дискуссиях задолго до рождества Христова.
Атеизм тоже не изобретение последнего времени, даже не 19 века. Думаю, это многие знают. Хотя эти направления мысли как-то не на слуху. Например, о чарваке (локаяте) я услышала впервые.
ЧАРВАКА — материалистическая система индийской философии. Согласно этому учению, единственный достоверный источник знания — чувственное восприятие, на умозаключение полагаться не следует. Индивид есть единство четырех материальных элементов: земля, вода, огонь, ветер, которые, соединившись особым образом, производят сознание, подобно тому как из некоторых ингредиентов образуется алкогольный напиток.
читать дальшеПринципиальный недостаток этой аналогии в том, что указанные ингредиенты уже составляются носителем разума. Из этого следует, что сознание исчезает после разрушения тела, а потому единственная цель существования — земные радости; воздаяние за дела — выдумка, религиозные обряды — эксплуатация предрассудков, а священные тексты — средство обогащения жрецов.
(с)
Шохин
dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/9389/%D0...
Локаята (также чарвака) — материалистическое учение Древней Индии. Школу локаята считают атеистической.
Локаятиками в начальный период индийской философии называли профессиональных спорщиков, многие из которых были собеседниками Будды Гаутамы. Локаятики брались доказывать, что всё существует и ничего не существует, что всё едино и всё множественно, что ворона белая потому, что у неё кости белые.
(и ведь логично же. Мы считаем ворону серо-черной по цвету ее перьев. Просто выбрали так считать по ряду причин. Все зависит от точки отсчета.)
Термин «локаята», или «локаятика», происходит от «локаятана» — «точка зрения обычных людей», то есть, «позиция здравого смысла». Философия чарваков – система древнего материализма, в которой связаны онтология, гносеология, этика.
Чарвака исчезла ещё в древности, не оказав какого-либо существенного влияния на индийскую мысль. Существует даже предположение, что такой школы и вовсе никогда не существовало: она была придумана брахманами, объединившими под этим названием сочинения достаточно разнородных мыслителей, которых оказалось сложно отнести к какой-то определённой школе. Вместе с материалистами в неё попали все, кто не разделял существующих в Индии религиозных ценностей, — натурфилософы, скептики и нигилисты. Эта точка зрения подтверждается тем фактом, что единственный сохранившийся до нашего времени трактат школы чарвака принадлежит диалектику Джаярашибхатте, который был не материалистом, а крайним скептиком. В этом трактате он отрицает достоверность любого познания и отвергает даже возможность корректного определения чувственного восприятия.
Локаята считает истинным постигаемое лишь непосредственным восприятием, существующим — только этот мир (лока); единственной реальностью — материю; целью человеческого существования — достижение наслаждения. Взгляды представителей этой школы иногда сопоставляют со взглядами древнекитайского мудреца Ян Чжу и древнегреческим эпикуреизмом.
В брахманских писаниях чарвака рассматривается как самое низкое воззрение. Её называют также асурическим (демоническим) учением, поскольку в Чхандогья упанишаде рассказывается, как асуры поверили богу Индре, убедившему их, что физическое тело есть атман, и тем самым обеспечившему победы богов над асурами.
(Материал из Википедии)
Да, в этом слабость атеизма, он не подразумевает фанатизма. А без фанатизма, без сверхценной идеи и желания всех в эту идею вовлечь не создать долговечной системы. И кстати, если бы локаятики не считали единственной целью человеческой жизни земные радости, а нацелились на что-то более возвышенное, возможно это сделало бы их учение более долговечным. А более возвышенное в материалистической парадигме - обеспечение необходимыми земными радостями каждого человека. Улучшение жизни человечества в целом. Хотя, мало ли, вдруг это стерло бы даже само упоминание о чарваке-локаяте по причине их крайней невыгодности для правящих верхушек.