Когда американцы слышат о сжигании ведьм, они зачастую расценивают это как метафору или думают об этом, как об историческом факте, имевшем место сотни лет назад. Однако во многих частях света овдовевшие пожилые женщины живут в страхе быть убитыми как «ведьмы», когда заболевает их сосед или неожиданно умирает скот. Современная Индия — страна парадоксов. С одной стороны, в ней процветает демократия и невероятными темпами растёт экономика. С другой стороны, большая часть населения по прежнему живёт в бедности, и индийцы, с образованием или без, часто прибегают к суевериям для лечения болезней, поиска любви, объяснения трагических или неприятных событий. Эти современные предрассудки имеют смертельные последствия, напоминающие о повальном увлечении колдовством в Америке. Человека, обвиненного в том, что он «дайан», или ведьма, в Индии могут пытать, насиловать, зарубить или сжечь заживо. Жертвами в основном становятся пожилые одинокие женщины, обычно вдовы, однако ими могут быть и мужчины, и дети.
Отчёт 2002 года из Skeptical Briefs (ежеквартального вестника Комитета Скептических Расследований — прим. перев.) (Vijayam 2002) рассказывает о команде врачей, фокусников и социальных работников, проводивших в индийских сёлах и деревнях образовательные программы по предотвращению насилия, порождённого верой в чёрную магию. Несмотря на все старания, вера в колдовство продолжает сеять хаос в разных частях страны, провоцируя увечья и смерть. По последним данным индийского правительства известно, что за 2012 год за колдовство было убито 119 человек. Согласно газете The Times of India, в отчёте Национального Бюро Регистрации Преступлений содержались данные о более чем 1700 убитых за колдовство женщинах за период 1991-2000 гг. Бесспорно, число жертв значительно выше, так как о многих делах либо не сообщается, либо власти отказываются их регистрировать.
читать дальшеОбвинения в колдовстве, приводящие к массовым убийствам, уже давно стали частью истории сельской Индии. Учёный Аджай Скария (Ajay Skaria) расследовал убийства женщин, «виновных» в колдовстве в Британской части Индии. Подобная практика, хоть и не везде, имеет место и сейчас. Документальный фильм 2013 года [A curse in the family], показанный телеканалом «Аль-Джазира» (Al Jazeera) повествует о жизни женщин, обвинённых в занятии колдовством. Немногим счастливицам, которым удалось выжить после обвинений, зачатую приходится искать себе новое место без каких-либо средств к существованию. Основания для таких обвинений зачастую уходят корнями в имущественные споры, местную политику или болезни, которые затем выливаются в обвинения, а после — в насилие. В последнее время много усилий затрачивается на помощь женщинам, которым пришлось покинуть свои деревни из-за преследований. Но, согласно «Аль-Джазира», лишь в трёх индийских штатах приняты законы по разрешению споров при обвинении в колдовстве.
Одно из правительств штатов, принявшее такой закон, — правительство штата Джаркханд в Восточной Индии, занимающего 25-ю из 28-ми строчек в рейтинге грамотности штатов. Штат известен местным самобытным религиозным течением Сарна, основанном на устной традиции, согласно которой женщина не равна мужчине. Учитывая, что к женщинам здесь относятся как к существам второго сорта, одинокие женщины, особенно вдовы, становятся мишенью для обвинений в колдовстве. В 2001 году правительство штата Джаркханд приняло закон Дайан Пратха (Dayan Pratha) (Предотвращение занятий магией), призванный защитить женщин от негуманного обращения и дать жертвам право на защиту. Некоторые люди называют охоту на ведьм «привычным» в штате явлением, и даже закон не смог воспрепятствовать ей.
За последние пару лет произошло несколько громких убийств, связанных с обвинениями в колдовстве. В 2012 году в Джаркханде за какой-то месяц были убиты четыре человека. Если подозреваемых признают виновными в нарушении закона Дайан Пратха, им придётся отбыть в тюрьме больший срок, чем если бы они совершили обычное убийство. Вимла Прадхан (Vilma Pradhan), министр социального обеспечения Джаркханда, заявила, что правительство запустило информационную кампанию, чтобы положить конец суевериям, приводящим к «жестокому обращению с женщинами» («Witchcraft Claims Lives» «Колдовство требует жизней», 2012). Тем не менее, в ноябре 2013 года мать и дочь пали жертвами своих соседей: жители Джаркханда насильно вытащили их из дома и, отведя в ближайший лес, перерезали им горло. После смерти мужа матери несколькими годами ранее пошли слухи, что женщины являются ведьмами, и односельчане возложили на них вину за болезни нескольких детей. «Всё, что я могу сказать, — это то, что женщин убили за колдовство» — так полиция прокомментировала эти убийства (Mishra 2013).
Раджастан — уникальный индийский штат, не только потому, что он самый крупный, но и потому, что граничит с Пакистаном. За последние годы правительство выпустило закон о Женщинах Раджастана (Профилактика и защита от жестокости), запрещающий называть женщин «дайан» («dayan») или обвинять их в колдовстве, наносящем ущерб. Виновный может быть заключен в тюрьму на срок до трёх лет. Если женщина совершает самоубийство из-за обвинений в колдовстве, обвинявший её может быть приговорен к выплате штрафа и десяти годам заключения. Этот закон стал ответной реакцией на годы нападок на женщин, включая практику ставить клеймо на лица тех, кого обвиняют в колдовстве. Как пишет газета The New York Times: «Смешение древних суеверий и современных материальных желаний оказалось смертельным для несчастных женщин, многих из них клеймят лишь бы лишить их права на семейное наследство (Sharma 2012).
Магические обряды и убийства имеют место не только в упомянутых регионах Индии. В сельской местности штата Одиша, расположенного на восточном побережье, жители напали на трёх человек, в том числе, двух женщин, и заставили их ходить нагишом по деревне. В том же штате в ноябре 2013 года был убит мальчик. Полиция арестовала двух подозреваемых в убийстве, целью которого было жертвоприношение («Boy Killed for Witchcraft» 2013). В 2005 году в штате Чхаттисгарх в центральной Индии в попытке прекратить убийства был принят закон о Профилактике колдовского насилия. Не так давно в селе штата Чхаттисгарх две пожилые женщины были убиты тремя подростками. Полиция выяснила, что отец одного из парней сильно болел, а отцы двух других умерли, дав повод для на нападения. Подростки «спрашивали у этих женщин об их связи с чёрной магией, а когда те отказались отвечать, молодые люди пришли в ярость и задушили несчастных, а затем перерезали им горло» (Drolia 2013). В 2011 в Ассаме мать и дочь были обвинены в ведьмовстве, однако, как позже выяснила полиция, это послужило лишь предлогом для их изнасилования. По данным правительства Ассама, в период с 2006 по 2012 год было отмечено 105 случаев «охоты на ведьм», пока правительство планировало законы по сдерживанию насилия (Pandey 2013).
При распространённости насилия свидетели жестокого обращения или убийства ничего не предпринимают для его предотвращения. Во многих случаях целые группы деревенских жителей принимают участие в нападении на «колдуний». Ни закон, ни присутствие журналистов не могут остановить охоту на ведьм. В 2008 году мужчина обратился за помощью к женщине, чтобы при помощи магии поправить здоровье своей жены. Когда состояние его жены ухудшилось, он начал избивать нанятую знахарку, а пятеро других жителей деревни присоединилось к этому акту насилия. Журналист снял на камеру, как женщину привязали к дереву, по очереди били её по лицу и отрезали волосы. Оператор решил не вмешиваться в происшествие и продолжал снимать до приезда полиции.
Не только женщины становятся жертвами охоты на ведьм. В Джаркханде в июле 2012 года пожилую супружескую пару насильно заставили поглощать мочу и экскременты. Их обвинили в использовании магии, от которой предположительно пострадал весь скот на ферме, за что они и должны были понести наказание. Спустя месяц в другой деревне мужчину вытащили из его дома и заживо похоронили, предполагая его причастность к колдовству. В 2013 году в штате Мегхалая в северной части Индии мужчину также заставили есть человеческие экскременты. Он был обвинён после того, как четыре молодые девушки заболели и стали видеть во сне змей. После собрания жители деревни единогласно согласились с «необходимостью» наказать мужчину. Помощник деревенского старосты оправдывал действия тем, что сразу после данного события девушки пошли на поправку.
Не существует единого и простого решения, как остановить охоту на ведьм. Люди различных слоёв общества пытались остановить подобное насилие. 31 октября 2013 года группа самопровозглашённых ведьм планировала защитить женщин, посылая «положительную энергию» с лодки в Мумбай (бывшем Бомбее). Но индийские рационалисты и борцы за права женщин поставили перед собой более конкретные задачи. Хоть они и добились ужесточения наказания за преступления, связанные с обвинениями в колдовстве, многие группы активистов хотят изменить само отношение к женщинам и вере в сверхъестественное. Законодательство не может искоренить суеверий, и единственный ключ к успеху — развитие критического мышления.
Чтобы изменить отношение к ситуации, людям необходимо научиться критически оценивать суеверия, идти вразрез с закрепившимися убеждениями и традициями. Сельские жители не одобряют вмешательства извне, и рационалистам трудно искать поддержки среди людей, в которых глубоко укоренилась их вера. Правозащитная организация, занимающаяся разрешением тяжб и правозащитной деятельностью в деревнях Rural Litigation and Entitlement Kendra, (RLEK) ведёт борьбу за права человека в Индии: за избирательные права, право на образование, отмену тяжелого рабского труда по всей Индии. Недавно организация начала борьбу за прекращение охоты на ведьм, ликвидируя неграмотность и помогая женщинам напрямую высказывать жалобы судьям и другим государственным служащим. В Ассоциацию Рационалистов Индии (Indian Rationalist Association) входит более 100000 человек, включая людей из сельских местностей и деревней, обучая людей критически мыслить и отказываться от суеверий в пользу рационального мышления. Пока трудно избавить мир от иррационального мышления и предрассудков, однако существует множество групп и организаций (хоть и малофинансируемых), ставящих перед собой цель прекратить современную охоту на ведьм, продолжающей терроризировать отдалённые районы Индии.
Источник