Об этом современном примере охоты на ведьм рассказывается в шоу "Адам портит все" 2 сезон, 12 серия seasonvar.ru/serial-14129-Adam_portit_vse-2-sea...
Сатанинская паника - социальный феномен 1980-х, состоявший в распространении в США, Великобритании и ЮАР моральной паники относительно существования масштабного сатанинского заговора с совершением ритуальных убийств людей и десятками тысяч жертв.
читать дальшеТеории сатанинского заговора и сатанинская паника были спровоцированы популярными телевизионными евангелистами среди некоторых американских христианских общин. Был издан ряд книг, авторы которых утверждали, что они являются жертвами сатанинских ритуалов. В совершении «сатанинских преступлений» проповедниками и журналистами обвинялись различные, не имеющие ничего общего друг с другом организации и группы людей, начиная от Церкви Сатаны и Ордена Восточных Тамплиеров, заканчивая Церковью Иисуса Христа святых Последних дней и движением New Age
В частности, по теориям сатанинского заговора, в США должно было обитать значительное число сатанистов (вплоть до нескольких миллионов), которые сознательно и методично опутали своей сетью правительственные и социальные учреждения и совершали человеческие и животные жертвоприношения в огромных количествах в самых различных регионах страны.
Согласно данным неправительственной организации «Ontario Consultants on Religious Tolerance», в тот период установилась целая торговая индустрия «сатанинского заговора», с распространением по стране самозваных экспертов, собирающих деньги за обучение различных организаций и частных лиц относительно якобы существующей угрозы. Организация опубликовала заключение по поводу «сатанинской паники» и «теорий сатанинского заговора»:
В начале 1990-х мы проанализировали сообщения о сатанинском ритуальном насилии (Satanic Ritual Abuse), полученные и от убеждённых в его существовании, и от скептиков. Мы предварительно заключили, что скептики правы: не существует никакого международного сатанинского заговора с целью произведения ритуального насилия и убийства детей. Мы с тех пор пристально следим за сторонниками существования сатанинского ритуального насилия, но так и не встретили убедительных доказательств, чтобы изменить свои выводы
Ontario Consultants on Religious Tolerance отмечает, что сегодня пресса и медиафигуры скептически относятся к «теориям сатанинского заговора», а специалисты из сил правопорядка, криминологи, психологи и исследователи религии считают информацию о них ложной или, по меньшей мере, весьма преувеличенной. Некоторые социологи рассматривают феномен 1980-х в качестве примера общественной моральной паники. Несмотря на все доводы, и по сей день в различных странах имеется значительное (но не известное в точности) число людей, в действительности верящих в существование широкой организованной сети сообществ, выполняющих насильственные сатанинские жертвоприношения.
(Википедия)
apologetika.ru/19-%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%8...
История сатанинской паники в США — и почему она еще не закончилась
www.vox.com/2016/10/30/13413864/satanic-panic-r...
Во второй половине 2016 года произошло интересное соединение нескольких элементов, связанных с одной из самых известных и длительных медийных «страшилок» в истории — с «сатанинской паникой», которая будоражила США на протяжении 1980-х и в начале 1990-х.
Большинство тех, кто знает о «сатанинской панике», знают о ней из-за «сатанинского ритуального насилия» — многочисленных ложных обвинений, поступивших в 1980-х годах в адрес дошкольных учреждений. Однако масла в огонь «сатанинской паники» подлили и многие другие темы, красной нитью проходящие через некоторые недавние события в общественной и культурной жизни: прокатившуюся по стране волну страха перед клоунами; новый телевизионный сериал, основанный на фильме «Изгоняющий дьявола»; выход в прокат на выходных фильма Ouija 2: Origin of Evil («Уиджи 2: источник зла»); а также кончина автора радикальных христианских комиксов и брошюр Джека Чика, постигшая его 23 октября. Такое ощущение, что все эти события возвращают нас прямиком в ту мрачную эпоху в американской культуре, когда страх перед демонами и незнакомцами, практикующими черные оккультные ритуалы, таился в каждом американском квартале.
Причиной заявлений о сатанинском ритуальном насилии были чересчур рьяные сотрудники силовых структур, ни на чем не основанные жалобы детей и, главным образом, непрофессиональные расспросы психотерапевтов и следователей. Некоторые фигуранты этих дел по-прежнему отбывают пожизненное заключение за преступления, которых, возможно, и не совершали — и которые, вполне возможно, вообще никогда не имели место.
Означает ли новый всплеск интереса ко всем этим элементам «сатанинской паники», что мы стали свидетелями возрождения угасшего было тренда? Не совсем. Все это можно было бы списать на простое совпадение. Однако пристальный взгляд на то, как начался этот странный период американской истории, позволяет сделать другое предположение: прежде всего, «сатанинская паника» на самом деле никогда не кончалась.
1970-е: зарождение оккультизма, сатанизма и евангелических фобий
В конце 1960-х и в 1970-х ряд в силу ряда факторов произошел всплеск интереса к оккультизму и страха перед ним. Деятельность культа Мэнсона в конце 1960-х привела летом 1969 года к серии массовых убийств, которые потрясли нацию и вложила в мозги людям мысль об организованных ритуальных убийствах.
В том же году Антон Ла-Вей — органист, ставший оккультистом, — опубликовал свой философский трактат «Сатанинская библия», в котором позаимствовал материал из нескольких источников и по большей части механически воспроизвел более ранние идеи философии самореализации и самосовершенствования, найденные в сочинениях таких авторов, как Г. Л. Менкен и Айн Рэнд. Тем не менее, этот трактат стал фундаментальным трудом современного сатанизма и главным текстом сатанинской церкви, которую Ла-Вей официально основал в 1966 году.
Возникновение сатанизма как узаконенной практики совпало с выходом в свет в 1971 году романа Уильяма Питера Блэтти «Изгоняющий дьявола», который стал бестселлером, а также с выходом в прокат в 1973 году его кинематографической адаптации, которая стала блокбастером. Роман Блэтти, якобы основанный на реальных событиях, глубоко отпечатал в коллективном сознании американцев мысль о существовании демонов, и в один момент превратил доску для гадания («Уиджа») в зловредный инструмент, способный стать причиной демонической одержимости, демонических нападок и прочих паранормальных явлений.
Майк Уорнке и его книга
Потом, в 1972 году, вышла в свет книга Satan Seller («Продавец сатаны») — сфабрикованные мемуары самозваного христианского проповедника Майка Уорнке, в конце концов дискредитированные 20 лет спустя. Автор рассказывал о детстве и юности, якобы проведенных в насыщенном поклонении сатане. Уорнке утверждал, что служил у сатанистов первосвященником и участвовал, помимо прочего, в ритуальных сексуальных оргиях. (Запомните это обстоятельство, оно будет важно впоследствии.)
«Сатанинские ритуалы» Ла-Вея, опубликованные в том же году, подкрепили представления о том, что темные оккультные ритуалы стали для многих американцев частью повседневной жизни. А произошедшая в конце 1970-х резня в Джоунстауне — хотя она никак не была связана с сатанизмом или традиционным оккультизмом — явила миру еще один незабываемый пример того, как выглядит насилие в религиозном культе.
В 1970-х о себе заявили и другие самозваные бывшие сатанисты — Джон Тодд, Хершель Смит и Дэвид Хэнсон, которые утверждали, что миром управляют ритуалистические сатанинские и колдовские культы. Все четверо (включая Уорнке) выросли в Южной Калифорнии и восстали из еще не остывшего пепла культа Мэнсона, чтобы открыть людям глаза на то, что мир полон мрачных оккультных символов и масштабных сатанинских заговоров. Все четверо рассказывали о драматическом обращении в христианство, что делало их истории привлекательными для христиан.
И все они были связаны с зарождавшимся движением христианских правых фундаменталистов. Тодда поддерживал издатель христианских брошюр Джек Чик, который использовал фантазии своего протеже в качестве основы для целого ряда комиксов, направленных против сатанизма. Уорнке в фундаменталистском христианском сообществе более десяти лет выдавал себя за «специалиста» по сатанизму, выдавая выдуманные рассказы о своем детстве за примеры того, как выглядит «настоящий» сатанизм.
Всплеск увлечения оккультизмом также совпал по времени с рядом получивших широкую огласку серийных убийств, произошедших в 1970-х: убийца по прозвищу «Зодиак» и Алфавитный убийца (оба использовали при убийствах ритуальные элементы, и ни того, ни другого не удалось поймать); Тед Банди; Джон Уэйн Гейси; Хиллсайдские душители; Дэвид Берковиц (он же «сын Сэма», ставший причиной массовой паники летом 1977 года в Нью-Йорке).
Многие из этих получивших широкую известность серийных убийц стремились создать видимость того, что они полностью контролируют ситуацию: «Зодиак» и Берковиц писали издевательские письма в полицию и газеты; Банди сбежал из тюрьмы и сразу продолжил жуткую череду убийств; Джон Уэйн Грейси скрывал свое истинное лицо под самой банальной маской — доброго клоуна, развлекавшего детей. Вместе с откровенной анархией, сопровождавшей такого рода резонансные убийства, рос и страх в обществе.
В 2005 году в своей книге Ladies and Gentlemen, The Bronx is Burning («Леди и джентльмены, Бронкс горит»), посвященной событиям того судьбоносного Нью-Йоркского лета, Джонатан Малер так пишет о влиянии, которое «сын Сэма» оказал на прессу: «Лихорадочные сообщения в прессе подливали масла в огонь усиливающегося чувства страха; усиливающееся чувство страха подливала масла в огонь лихорадочной активности прессы». Наблюдение Малера о том, что пресса подливала масла в огонь этой массовой паники, вполне применимо ко всему следующему десятилетию, когда усилившиеся религиозные опасения и страх перед незнакомцами, соединившись, породили новый вид массовой истерии.
1980-е: страх перед незнакомцами и боязнь собственных соседей
Хотя эпоха Рональда Рейгана и была временем экономического роста и финансового благополучия, ей были присущи свои трудности, связанные с ростом населения, урбанизацией и новым укладом семейной жизни, когда работать приходилось обоим супругам, благодаря чему возникла острая потребность в детских садах. Как следствие, в обществе возникло напряжение, связанное с необходимостью оберегать нуклеарную семью от неизвестных опасностей новой эпохи. 1980-е годы запомнились боязнью СПИДа, фотографиями похищенных детей на картонных молочных упаковках, массовой паникой из-за серии отравлений таблетками парацетамола в 1982 году в Чикаго, страшилками об убийствах детей на Хэллоуин (казнь Рональда Кларка О’Брайена, единственного американского убийцы, отравившего своего сына и пытавшегося отравить еще нескольких детей праздничными сладостями, в 1984 году привлекла к себе большое внимание), а также первой волной слухов о жутких клоунах-убийцах, ищущих свои жертвы среди детей.
Все эти вспышки социальной нестабильности свидетельствовали о том, что в душах американцев растет страх перед незнакомцами и боязнь того, что некое ужасающее неведомое зло притаилось прямо за углом.
Параллельно с этим в обществе укреплялись позиции христианских фундаменталистов и росла вера в буквальное существование ангелов и демонов. Большое влияние в США приобрели такие проповедники-фундаменталисты, как Джерри Фолуэлл и основанная им в 1979 году организация «Моральное большинство», которые проповедовали буквалистское понимание христианства, угрожая грешникам огнем и серой. Такие идейные борцы с оккультизмом, как Пэт Пуллинг, убежденная, что ее сын покончил с собой из-за проклятия, которое навлек на себя, играя в «Подземелья и драконы», пытались запретить ролевые игры, называя их бесовскими и опасными. В этом их поддерживал Джек Чик, который с помощью своих брошюр повсеместно сеял страх перед оккультизмом.
Одержимость оккультизмом и паранойя росли не только в евангелическом движении. Пресса тоже сыграла огромную роль в раздувании страхов и заблуждений вокруг оккультных практик в обществе. В 1988 году рейтинги зловещего документального фильма Джеральдо Риверы Devil Worship: Exposing Satan’s Underground («Поклонение дьяволу: разоблачение сатанинского подполья») побили все рекорды. В 1991 году телевизионное шоу «20/20» канала Эй-Би-Си выпустило в эфир запись официального римско-католического обряда экзорцизма — этот эпизод стал знаменитым, хотя увиденное привело многих зрителей в ужас. Такие евангелические документальные фильмы, как Hell’s Bells («Колокола ада»), пытались установить связь между оккультизмом и рок-музыкой, в то время как «христианское фэнтези» (например, книги популярного автора Фрэнка Перетти) изображало социальные проблемы реального мира как проявления войны ангелов и демонов.
Два параллельных сюжета: страх перед незнакомцами и боязнь, что сатана проникнет в ваш дом, — неизбежно должны были пересечься.
Первые сведения о «ритуальном сатанинском насилии»
В 1980 году стали бестселлером и наделали много шума мемуары под названием Michelle Remembers («Мишель вспоминает»), написанные скандально известным психологом Лоуренсом Паздером и его супругой Мишель Смит — бывшей пациенткой, которой Паздер посредством гипноза помог вспомнить детские годы, когда она якобы многократно подвергалась шокирующему ритуальному оккультному насилию. Паздер якобы помог Смит вспомнить, как над ней надругались приверженцы сатанинской церкви, которая, по словам Паздера, возникла за несколько столетий до Ла-Вея.
Почти сразу после выхода книги в свет содержащиеся в ней обвинения и утверждения были неоднократно и подробно опровергнуты. Но благодаря рассыпавшейся в похвалах легковерной прессе Паздер и Смит смогли получить дивиденды со своей истории, и Паздера стали считать специалистом по явлению, которое впоследствии получило название «сатанинское ритуальное насилие».
Несмотря на явную недостоверность и непроверяемость сведений, содержащихся в Michelle Remembers, эту книгу в 1980-х и начале 1990-х стали рекламировать как учебник для юристов и прочих влиятельных профессий. Кроме того в подражание ей был написан целый ряд мемуаров, таких как Satan’s Underground («Подполье сатаны»), — все они, как на подбор, были высосаны из пальца, однако придавали достоверность и лоск идее о существовании мощного многовекового тайного сатанинского культа, творящего ритуальное сексуальное насилие, который может скрываться в доме по соседству с вами.
Писатель Питер Бербергал в интервью блогу io9 так подытожил дух того времени: «Дьяволопоклонники могут быть где угодно. Это может быть твой сосед. Это может быть воспитательница из детского сада».
Лживые россказни из Michelle Remembers более десяти лет оказывали самое непосредственное влияние на умы американцев. Темные оккультные фантазии авторов вызвали поток драматичных, но лишенных всякого основания обвинений в сатанинском ритуальном насилии, которые в 1980-х годах высказывали в адрес ряда детских садов. Убежденность в том, что владельцы детских садов по всей стране совершали над детьми акты темного оккультного насилия, была самой яркой стороной массовой паники по поводу сексуального насилия в детских садах, которая сама по себе была частью общей волны страха, накрывшей общество в 1980-х годах.
Прежде чем угаснуть, этот страх разрушил многие отношения и жизни — и привел к двум самым скандальным уголовным процессам в истории США.
Заявления о насилии в округе Керн
В своей книге Satan’s Silence («Молчание сатаны»), посвященной истерии вокруг ритуального насилия, журналистка Дэбби Нэйтан так объясняет принцип действия «сатанинской паники»: «Праворадикальные христианские фундаменталисты, обладающие профессиональными знаниями о демонах и изнемогающие от враждебного отношения к общественным детским садам, не могли не ухватиться за идею о том, что сатана проник в детские сады». Так и случилась в 1980-х годах.
Когда в 1980 году в г. Бейкерсфилд, штат Калифорния, социальные работники во время обучения читали только что вышедшую из печати книгу Michelle Remembers, несколько детей заявили, что подверглись насилию со стороны местной тайной оккультной сексуальной организации. Двух девочек подговорила это сделать бабушка, ранее страдавшая психической болезнью. На протяжении следующих месяцев их истории об оккультных сексуальных актах становились все более и более эксцентричными — они рассказывали, как их подвешивали на крюки в гостиной, заставляли пить кровь, смотреть на ритуальное приношение в жертву младенцев и т. п.
С 1984 по 1986 год расследование этих запутанных историй о сатанинском ритуальном насилии привело к тому, что по меньшей мере 26 человек оказались в тюрьме по взаимосвязанным обвинениям, хотя ровным счетом никаких реальных улик, подтверждающих обвинения, не было найдено.
Впоследствии почти все эти приговоры были отменены, в том числе приговор, вынесенный местному плотнику по имени Джон Столл, который к тому моменту успел отбыть половину 40-летнего тюремного срока. Супругов Скотта и Бренду Книффен приговорили к 240 годам тюремного заключения, когда неумеренно рьяные психотерапевты вынудили их сыновей обвинить родителей в растлении малолетних. Оба ребенка впоследствии раскаялись, и супруги Книффен вышли на свободу, отсидев в тюрьме 12 лет. Некоторые дети, ставшие фигурантами этого процесса, повзрослев, рассказывали о том, какие душевные травмы причинило им лжесвидетельство.
Однако эти дети были не единственными жертвами — истории о насилии в округе Керн были первым, но не последним подобным случаем, и ситуация стремительно выходила из-под контроля.
Сатанинское ритуальное насилие и процесс Мак-Мартин
Одним из множества провальных судебных процессов, связанных с сатанинским ритуальным насилием в детских садах, было дело Мак-Мартин, ставшее самым громким, самым долгим и самым дорогостоящим процессом в истории Калифорнии. Обширное следствие по этому делу началось в 1983 году, когда мать одного ребенка обвинила сотрудников дошкольного учебного заведения Вирджинии Мак-Мартин из г. Манхэттан-Бич, штат Калифорния, в том, что они учинили насилие над ее сыном.
Пока полиция расследовала эти обвинения, одна некоммерческая служба опеки («Институт детей») провела беседы с 400 детьми, которые посещали тот же детский сад. Беседы проводила женщина по имени Кей Макфарлейн, нелицензированный психотерапевт.
Макфарлейн не имела ни психологического, ни медицинского образования. Ее высшим академическим успехом был диплом сварщика. Тем не менее, ей и двум ее столь же некомпетентным помощникам позволили вести расследование. Широко известно, что для этого они использовали «анатомически точные» манекены и прочие сомнительные методы. Эти крайне непрофессиональные беседы привели к тому, что у детей возникли ложные воспоминания, а те, в свою очередь, породили совершенно фантастические истории о насилии, в которых фигурировали и другие работники детского сада. Комиссия установила, что насилию подверглись 359 из 400 детей.
Материалы, собранные Институтом детей, стали основанием для установления 321 фактов растления малолетних, в которых 41 ребенок обвинил семерых сотрудников детского сада. (Паздер, которого теперь считают «экспертом» по сатанинскому ритуальному насилию, был одним из консультантов.) Помимо прочих невероятных заявлений опрошенные дети говорили, что владельцы детского сада смывали их в унитаз, что под зданием прорыты подземные тоннели, по которым их водили на тайные церемонии, что они принесли в ритуальную жертву младенца, и что они могут превращаться в ведьм и летать.
После шестилетнего следствия и пяти лет судебных слушаний обвинение, по существу, испарилось за полным отсутствием улик. У матери, с чьих обвинений началась вся эта история, диагностировали параноидную шизофрению, и обвинения против сотрудников детского сада одно за другим отпали из-за отсутствия улик.
По причине экстравагантности обвинений, прозвучавших в деле Мак-Мартин, общественность постепенно начала скептически относиться к заявлениям о сатанинском ритуальном насилии. «Обыскав всю страну, мы не нашли никаких признаков существования крупных культов, которые подвергают детей сексуальному насилию», — заявила в 1994 году в интервью газете «Нью-Йорк Таймс» д-р Гейл Гудман, психолог, которая провела широкомасштабный опрос относительно этой истерии среди американских социальных работников.
Все предъявленные в этой связи уголовные обвинения на деле оказались результатом душевных болезней, ложных воспоминаний, внедренных во время психотерапии, а чаще всего — фантазий, возникавших у людей под влиянием истерических сообщений прессы о сатанинском ритуальном насилии. Нынешний всплеск страха перед клоунами произошел по очень похожим причинам.
В 1990 году здание детского сада Вирджинии Мак-Мартин снесли, но «сатанинская паника» уже полностью охватила США. Она распространилась даже на Великобританию, где также прозвучали заявления о ритуальном сексуальном насилии.
«Сатанинская паника» под судом: 1984-2015
К середине 1980-х годов США накрыла волна семинаров, учебников и видеокурсов для представителей власти и евангелических верующих, посвященных тому, как распознавать сатанинские культы, заполонившие страну, и противостоять им. В 2003 году Нэйтан писала, что сотрудников силовых структур в г. Эль-Пасо, штат Техас...
...охотно посылали на семинары по «ритуальным преступлениям», на занятия, предназначенные для органов охраны правопорядка, и проводимые, по большей части, другими полицейскими, психотерапевтами, проповедниками и возрожденными христианами, которые называли себя бывшими первосвященниками или членами садистских культов, подвергавших людей неописуемым мучениям.
Но несмотря на весь этот фанатизм никаких доказательств существования подобных садистских культов найдено не было. Вместо этого система правосудия продолжала приносить в жертву ни в чем не повинных взрослых, по сути, ставших заложниками охоты на ведьм в XX веке.
Во многих из этих случаев судебные приговоры были в конечном итоге пересмотрены по причине изъянов в следствии и недостатка улик. Однако некоторые случае заслуживают особого упоминания, поскольку свидетельствуют о катастрофической неспособности соразмерить права детей и права обвиняемых.
Фрэнк и Илеана Фустер
В 1984 году кубинского иммигранта Фрэнка Фустера и его сожительницу Илеану обвинили в растлении восьми детей (всего обвинения предъявили двадцать детей) в центре по уходу за младенцами, который они создали в Майами. Следователем была Джанет Рино. Суд принял дело к рассмотрению, хотя в нем присутствовали все те же изъяны, что и в других случаях: отсутствие реальных улик и стремительно растущее количество детей, которые под давлением психотерапевтов выступали с безосновательными и приукрашенными рассказами о мрачных сатанинских ритуалах.
После того, как Илеану несколько недель продержали в одиночном заключении, а психотерапевты беседовали с ней, применяя сомнительные методы «восстановления памяти», чтобы побудить ее изменить показания, ей предложили дать показания против мужа. В конце концов, Илеана признала свою вину, объявив суду, что она невиновна, но хочет «покончить с этим». Ее приговорили к 10 годам тюремного заключения, она отбыла три года, после чего ее выслали из страны. Фрэнка приговорили к шести пожизненным тюремным срокам, т. е. минимум 165 годам заключения. В 1990 году на основе этой истории был снят художественный фильм Unspeakable Acts («Запретные темы»), в котором два психотерапевта изображены благородными героями. Фрэнк Фустер все еще отбывает тюремный срок.
Жерар, Вайолет и Шерил Амиро
В 1984 году три члена семьи Амиро из г. Малден, штат Массачусетс, были осуждены за растление малолетних после очередного сеанса интенсивных расспросов, с помощью которого упирающихся детей вынудили дать дикие, гротескные и совершенно беспочвенные показания — помимо прочего было сказано, что детей насиловал некто в костюме клоуна.
Несмотря на обоснованную критику использованных в этом случае методик допроса, все трое обвиняемых были осуждены. Жерар Амиро так и не был реабилитирован и отсидел 20 лет из положенных сорока, после чего в 2004 году был условно-досрочно освобожден. Его мать Вайолет Амиро скончалась от рака в 1997 году — в судебной системе как раз шли жаркие споры о том, не следует ли пересмотреть приговор. Ее дочь Шерил была приговорена к 20 годам тюремного заключения, но в 1999 году вышла на свободу с 10-летним испытательным сроком.
Джеймс Тоуорд
В 1989 году Джеймс Тоуорд, директор школы Монтессори в г. Глендейл, штат Калифорния, и его секретарь Бренда Уильямс были признаны виновными в сатанинском ритуальном насилии. Ключевой фигурой в этом деле был психотерапевт по имени Алан Тессон. Обвинение опиралось на характерный набор экстравагантных и безосновательных заявлений детей, причем все они были пациентами Тессона.
В 1996 году на д-ра Тессона подали в суд за то, что он внедрил воспоминания о сатанинском ритуальном насилии в память взрослого пациента. В ходе следствия выяснилось, что за прошедшие годы Тессон консультировался с целым рядом «специалистов» по сатанинскому ритуальному насилию и со времен суда в Глендейле был «одержим» этой темой.
Тоуорд признал свою вину в рамках «сделки Олфорда», чтобы ему сократили срок тюремного заключения, однако в 1998 году, когда он должен был выйти на свободу, в штате Флорида был принят закон, согласно которому заключенный должен отбыть 85% полного срока, прежде чем сможет выйти по УДО. Когда в 2010 году 80-летний Тоуорд, наконец, вышел из тюрьмы, ему велели покинуть США; местная пресса упорно продолжала называть его «злодеем» и «растлителем детей».
Дэн и Фрэн Келлер
В 1991 году в г. Эль-Пасо заявление трехлетней девочки, что владелец местного детского сада «какал и писал» ей на голову, выросло до масштабов полновесного обвинения в сатанинском ритуальном насилии, в котором фигурировали еще двое детей. В 1992 году обвиняемые, Дэн и Фрэн Келлер, были приговорены к 48 годам тюремного заключения. Как и во всех предыдущих случаях, методы, которые применяли психоаналитики, привели к совершенно экзотическим, безумным рассказам о ритуальных сексуальных актах и прочим, еще более недоказуемым и невероятным сказкам. На этот раз речь уже шла о расчленении людей, крещении кровью, кровяном лимонаде и полетах в Мексику на частных самолетах. Супруги Келлер вышли на свободу в 2013 году, проведя в тюрьме 21 год.
Троица из Уэст-Мемфиса
Из всех уголовных дел, основанных на вере в реальность ритуального оккультного насилия над детьми, наиболее скандальную известность получило дело «троицы из Уэст-Мемфиса». В 1993 году трое подростков из г. Уэст-Мемфис, штат Арканзас, были обвинены, а затем признаны виновными в ужасающем сексуальном насилии и убийстве троих маленьких мальчиков. После активного полицейского расследования подростков обвинили на очень шатком основании — опираясь на слухи об их причастности к готической субкультуре и участии в поклонении сатане. Никаких реальных улик, доказывающих их причастность к преступлению, предъявлено не было.
Самый известный член «троицы», Дэмьен Эколс, быстро завоевал внимание и поддержку общественности благодаря своему недюжинному уму и тому обстоятельству, что он был воплощением архетипа умного изгоя в маленьком городке, которого местные блюстители морали преследуют за то, что он не вписывается в их общество. Знаменитый документальный фильм Paradise Lost («Потерянный рай»), снятый компанией HBO, вывел требование справедливого суда над троицей из Уэст-Мемфис на уровень национальной идеи. В конце концов, в 2011 году все трое осужденных были оправданы, когда новый анализ ДНК установил, что они не имели отношения к убийствам. Все они согласились на «сделку Олфорда», благодаря чему их наказание ограничили сроком, уже проведенным за решеткой: 18 лет.
Долгоиграющее наследие «сатанинской паники»
В 1992 году Министерство юстиции США полностью развенчало миф о существовании сатанинского культа, творящего ритуальное сексуальное насилие. Количество обвинений в ритуальном насилии над детьми, совершенном с целью поклонения сатане, к середине 1990-х годов постепенно сошло на нет. Однако, как показывает учебный фильм для полицейских The Law Enforcement Guide to Satanic Cults («Введение в сатанинские культы для органов охраны правопорядка»), снятый в 1994 году, силовые структуры продолжали считать упоминания о сатане потенциальным признаком уголовного преступления.
Сегодня этот видеофильм может вызвать смех, однако с учетом того, что вследствие явных стереотипов относительно поклонения сатане пострадали реальные люди, такие как «троица из Уэст-Мемфиса», ничего смешного здесь нет. Тем более, что есть много причин считать, что эти стереотипы вовсе не умерли.
Относительно недавним примером «сатанинской паники» можно считать убийство Мередит Керхер в итальянском городе Перудже и ажиотаж, который пресса устроила вокруг суда, повторного суда и последующего оправдания ее соседки по комнате Аманды Нокс. Несмотря на скудность реальных улик и недоказанность каких-либо связей Нокс с оккультизмом, чересчур рьяный прокурор обвинил ее в том, что она убила свою соседку с целью совершения оккультного обряда. Ее признали виновной, потом оправдали, потом снова признали виновной и, наконец, окончательно оправдали в 2015 году.
Уже в 2014 году авторы подкаста Sword and Sorcery («Меч и колдовство») опубликовали два сенсационных эпизода, в которых намекали на то, что давно опровергнутые слухи о существовании в 1980-х тайной организации, принуждавшей детей к проституции, вовсе не были слухами, что это был подлинный масштабный заговор на уровне правительства, в который были вовлечены тайный лагерь оккультистов и несколько президентов США, и что пропавший и до сих пор не найденный мальчик по имени Джонни Гош был одной из жертв этого заговора. В том же году был снят документальный фильм Who Took Johnny? («Кто похитил Джонни?»), в котором также развивалась сенсационная версия. Недавно этот фильм стал доступен на канале Netflix.
Кроме того, в начале ноября 2016 года на канале Investigation Discovery состоялся премьерный показ нового документального фильма, который свидетельствует, что вся эта история по-прежнему не желает нас отпускать. А фильме Southwest of Salem: The Story of the San Antonio Four («К юго-западу от Сейлема: история четверки из Сан-Антонио») рассказывается о том, как в 1997 году четырех лесбиянок осудили за растление малолетних, и этот процесс сопровождался новым всплеском «сатанинской паники» на фоне гомофобии, характерной для консервативного штата.
А тут еще эти клоуны.
И к чему мы в итоге пришли?
Как пишет в своей книге Satan’s Silence Дэбби Нэйтан, главный парадокс «сатанинской паники» заключается в том, что в ходе усердных расследований в атмосфере массовой истерии права голоса были лишены именно те, кого считали жертвами насилия, т. е. дети. И причиной тому были не обвиняемые, а прокуроры, психотерапевты и организаторы опросов, которые отказывались прислушиваться к изначальным показаниям детей и выжимали из них более сенсационные заявления, пока те, наконец, не меняли свои показания.
Представленные в ходе этих процессов медицинские заключения, по словам Нэйтан, были сомнительны и выглядели как «технологически более развитая версия средневековой одержимости изучением женских гениталий с целью обнаружения следов греха и колдовства, а также характерных для XIX столетия попыток найти признаки распутной жизни и гомосексуализма путем изучения формы губ и половых членов».
Все это время пресса подливала масла в огонь поразившего общество страха. Эта истерия охватывала целые группы людей — родителей и прокуроров, психотерапевтов и следователей, присяжных и судей, журналистов и читателей — превращая их в безрассудную толпу. Идея сметала на своем пути все — в том числе и жертв, независимо от их возраста.
Иными словами, в судебных процессах по поводу сатанинского ритуального насилия были за действовали все те же механизмы, что и в предыдущие периоды массовой истерии, от охоты на ведьм до маккартизма. Во времена глубоких социальных потрясений подобные механизмы слишком легко включаются, демонстрируя готовность обрушиться на очередную легкую мишень, на очередного непокорного чужака, и приклеить на него ярлык «опасность».
Иными словами, сегодня пресса раздувает в обществе боязнь сумасшедших клоунов. Но, как свидетельствует история «сатанинской паники», бояться стоит не этого. Бояться стоит того, что завтра кому-то может прийти в голову мысль, что сумасшедший клоун — это ты.
Сатанинская паника в США
Об этом современном примере охоты на ведьм рассказывается в шоу "Адам портит все" 2 сезон, 12 серия seasonvar.ru/serial-14129-Adam_portit_vse-2-sea...
Сатанинская паника - социальный феномен 1980-х, состоявший в распространении в США, Великобритании и ЮАР моральной паники относительно существования масштабного сатанинского заговора с совершением ритуальных убийств людей и десятками тысяч жертв.
читать дальше
Сатанинская паника - социальный феномен 1980-х, состоявший в распространении в США, Великобритании и ЮАР моральной паники относительно существования масштабного сатанинского заговора с совершением ритуальных убийств людей и десятками тысяч жертв.
читать дальше