Цитата, привожу с сокращениями по известным причинам

Культ святых - одна из главных опор, на которых держится религия. Без святых трудно представить православную и католические церкви, магометанство. Атеистическая пропаганда в России уделяла ничтожно мало этому разделу религии, что и стало одной из причин поражения атеизма в нашей стране. Более того, среди тех, кто должен был развенчать данный культ, царило ложное представление о нем. Ярким примером этого может послужить статья из БЭС 1991 года издания, где говорится, что святые это люди наделенные богом даром чудотворства. На самом же деле в православной церкви бытовало совершенно другое представление об этом. За примером можно обратиться к "Словарю историческому о русских святых" вышедшему в свет в 1862 году и переизданному в 1990 году (он то и послужил источником нижеследующих ссылок). В нем святыми считаются не столько чудотворцы, а те "кои святостию жизни, примером благочестия или христианским самоотвержением явили себя достойными почитания". К этому перечню достоинств добавляется еще одно - нетленные мощи сих угодников, т.е. одного хорошего поведения для того, что бы стать святым было не достаточно, нужно было еще и не гнить после кончины.
...
Андрей, преподобный, в монашестве Иоасаф сделал в своей жизни уйму замечательных вещей, которые, впрочем, вмещаются в одно предложение. Будучи княжеским сыном, он в 12 лет ушел в монастырь, постригся в монахи и умер. Поистине бурная жизнь.
читать дальшеАндрей, праведный Тотемский. Этот мужчина так же лес не валил, а жил в монастыре, беседовал с тамошним игуменом, таскался по окрестностям, а в последствии занимался мазохизмом умершвлением плоти денно и нощно. В конце концов, он умер.
Анна, благоверная княгиня, вообще совершила героический поступок: ее мужа убили ордынцы, и она с горя ушла в монастырь, где и скончалась.
Артемий, праведный Веркольский. Ну, этот парень показал всем, как жить нужно! Прожив всего 12 лет, он в середине лета изнемог и змерз прямо в поле, попав под проливной дождь и, не смотря на то, что рядом находился отец, скончался. Вот и вся история. ( в Вики сказано, что погиб он от удара молнии, и что односельчане отказались хоронить бедного мальчика, решив, что такая смерть может быть только наказанием божиим за тайные грехи)
Василий, преподобный. Будучи игуменом во Пскове был убит ливонцами. Судя по тому, что сей муж стал святым, он был единственной жертвой нашествия иноземцев. Всегда бы так.
Василий, блаженный, Христа ради юродивый. Очень известная личность. Жил во времена Ивана Грозного, был бомжем, славился тем, что мог поучать.
Гавриил, младенец. Еще один пример яркой и плодотворной жизни. 6 лет от роду его похитил некто еврейской наружности и замучил до смерти. Такое ощущение, что убиение детей в то время было явлением из ряду вон выходящее.
Геннадий, архиепископ Новгородский и Псковский. Этот муж видимо позабыл русскую пословицу: "Не рой другому яму:". Подвиг его заключался в том, что он настучал на некую жидовствующую секту, члены которой в последствии были казнены и заточены. Но в последствии на него так же был составлен донос и лишился он чинов своих и был заточен в монастырь, где скончался. Что ж, жизнь Геннадия достойна, что бы ей подражать.
Ефросиния, преподобная супруга князя Дмитрия Донского. Жила-была княжна, которая на старости лет ... "изнуряя тело свое постами, она носила на себе несколько одежд; украшалась бисером, являлась везде с лицом веселым и радовалась, слыша, что злословие представляет ея целомудрие сомнительным". В конце концов, она умерла...
Евфимий, святый. Обыкновенный православный карьерист. С 15 лет находился в монастыре, потом стал игуменом, а закончил жизнь архиепископом. Все.
Иоанн, многострадальный... Отказавшись от мира, с юных лет он обрек себя умереть девственником. Ночи Иоанн проводил в пещере у гроба какого-то угодника, голодал по шесть дней, облачался в тяжелые вериги, закапывался в землю. Так и жил он 30 лет, пока не умер, закопавшись по грудь в землю.
Иоанн, юродивый, прозванный Большим колпаком... Ходил в веригах с крестами, на все суставы его были надеты медные кольца, а на голову водружен тяжелый железный колпак. Зрелище наверняка было впечатляющим. Но и этого ему было мало - в самые жестокие морозы бродил он почти нагой.
Марфа, преподобная. Была замужем за псковским князя, после смерти которого ушла в монастырь, где и умерла. Интересная жизнь.
Никита Столпник, преподобный. Судьба этого человека на самом деле занимательная. Жил-был порочный мужик (В юности он вступил в брак и с тем вместе предался многим порокам; был, как говорится в рукописном житии, другом мытарей; притеснял бедных, заводил ссоры с богатыми, взимая от них неправедную мзду и сим способом приобрёл себе богатое имение. Вики) имел жену и детей. Вдруг однажды дорвался он до священного писания и запали ему в душу некие слова Исаии. И бросил Никита свою семью, напялил вериги и избрал для проживания столп. Пришли к нему как-то некие христиане за благословением и приняли его вериги железные за серебряные, ну и убили столпника позабыв о боге и цели своего прихода. Грустная история.
Николай Качанов, блаженный, юродивый Новгородский. Сын зажиточных родителей с юности был безумным. Прославился тем, что когда за ним гнался другой юродивый, на чью территорию Николай зашел, он пробежал по реке как по земле (испугался видимо сильно).
Феодор, блаженный, юродивый Новгородский. Этот тот самый парень, который гонялся за вышеприведенным Николаем. С детства он воспитывался в страхе божьем. Достигши совершеннолетия пошел юродствовать - бомжевал, по ночам бродил из церкви в церковь, зимой гулял босиком (ивановец, наверное). Так и прожил Феодор свою жизнь.
На этом, думается, можно и закончить краткий обзор святых Руси, тем более что большинство из неупомянутых относятся к высшим чинам духовенства - архимандриты, настоятели, митрополиты и т.п., и для процветания христианства они сделали не мало и чтут их по заслугам. Так же не мало и тех святых, о которых написано лишь: "когда жили не известно, каковы деяния не известно", здесь комментарии излишни.