понедельник, 13 апреля 2015
Яйцо является традиционным символом плодородия и возрождения. В христианстве пасхальное яйцо символизирует Гроб Господень. Напоминая по форме камень, которым в древности обычно заваливали гробницу, оно в то же время даёт начало новой жизни; таким образом, для христиан это напоминание о воскресении Иисуса Христа, о спасении и вечной жизни для верных.
Что мы едим-то на Пасху, гроб, получается? Или скорлупа это гроб, а то, что внутри это тело Христово? Еще одна отсылка к каннибализму? читать дальшеСогласно преданию, первое пасхальное яйцо Святая равноапостольная Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию. Когда Мария пришла к Тиберию и объявила о Воскресении Христа, император сказал, что это так же невозможно, как и то, что куриное яйцо будет красным, и после этих слов куриное яйцо, которое он держал, стало красного цвета.
Теперь понятно, зачем красить. Ведь не сами же они перекрасятся, чтобы доказать, что Христос воскрес, а значит мы своей верой заставим их перекраситься. Возьмем на себя божественный т.с. акт.
Обычай красить яйца связан с дохристианским празднованием весны. Ещё в дохристианские времена, яйцо у многих народов являлось олицетворением творящей силы природы. Вся вселенная представлялась вышедшей из яйца. Отношение к яйцу как к символу рождения отразилось в верованиях и обычаях египтян, персов, греков, римлян.У славянских народов яйцо ассоциировалось с плодородием земли, с весенним возрождением природы. Исследователи писанок отмечают, что на писанках отражены архаичные представления славян о вселенной, и, по всей видимости, писанки существовали у славян до принятия христианства.
А вот это мне уже нравится. Люблю возрождение природы весной. Но ведь есть же масленница.
По одной из версий, обычай связан с Великим постом, в течение которого, согласно правилам греческих православных церквей нельзя употреблять в пищу многие продукты, и яйца в том числе. Народ, желая сохранить яйца, варил их, а чтобы не спутать с неварёными — окрашивал, преимущественно используя натуральные красители. Вскоре насущная надобность превратилась в традицию, сопровождающую пасхальный праздник
Это так обыденно. Интересно, неужели варенные яйца сохранялись аж 40 дней? И древние люди не знали, что узнать, вареное ли яйцо, достаточно повращать его?
У народов Западной Европы яйцо тоже присутствует в качестве пасхального символа, но это уже не «специально раскрашенное куриное яйцо», а шоколадное яйцо
Вижу след коварной руки рынка.
По немецкой легенде пасхальный заяц на праздник оставляет в подарок хорошим детям гнездо с разноцветными яйцами. Дети сами делали заветное гнездо в тайном месте, часто из своих шляп. Корзинка, как символ, появилась позже. Немцы говорят, что традиция эта возникла в XIX веке. Возникли поверья: в Гессене яйца несла лиса, в Саксонии — петух, в Эльзасе — аист, в Баварии — кукушка. Тогда же начал «нести яйца» и заяц. Постепенно он вытеснил всех своих «конкурентов» и утвердился по всей Германии.
В США традиция была завезена немецкими иммигрантами в начале XVIII века, широкое распространение получила после Гражданской войны в США.
Я и здесь видела след руки рынка, но все оказалось гораздо сложнее.
По мнению Центра детской литературы и культуры Университета Флориды, происхождение пасхального кролика восходит к древнегерманским традициям. Тевтонское божество Эостра (Остара) было богиней весны и плодородия. Празднования в её честь проводились в день весеннего равноденствия. Её символом был кролик — животное, отличающееся чрезвычайной плодовитостью. Культ Эостры был распространён и среди англосаксов, и ассоциация зайцев с пасхальными праздниками существовала в фольклоре ещё в XIX веке. Считается, что зайцы несли светильники Эостры, которая была богиней утренней зари и весеннего плодородия. Корни этой традиции, скорее всего, теряются в глубине веков, так как заяц был животным, сопровождавшим Афродиту.
Легенда о пасхальном зайце впервые документально отмечена в XVI веке. В 1680 году был опубликован первый рассказ о кролике, откладывающем яйца и прячущем их в саду.
Есть хоть что-нибудь неязыческое в традициях христианства?
(по материалам Википедии)
@темы:
история,
христианство
Кулич, как и пасхальные хлеба других православных народов (паска, козунак), является подобием церковного артоса — большого квасного хлеба, его народной, «домашней» репликой. Артос является одним из древнейших символов воскресения Христа. В дни празднования Пасхи артос обносят с крестным ходом вокруг храма и оставляют на особом столе, а в субботу светлой седмицы после благословения раздают верующим. Литургические комментарии связывают происхождение артоса с апостолами, которые после Вознесения Христова якобы оставляли за трапезой для Него часть хлеба, тем самым символически изображая Его присутствие за трапезой.
Обычай готовить творожную пасху известен в центральных и северных регионах России, тогда как на юге России и Украине пасхой или паской называют праздничный хлеб (кулич).
Оригинальная форма пасхи — усечённая пирамида, символизирующая Гроб Господень. Традиционно для приготовления пасхи использовалась специальная разборная деревянная форма — пасочница. В наши дни для этого часто используют и другую посуду; в России в продаже есть также пластмассовые пасочницы промышленного производства.
Деревянная пасочница делается из дощечек, на внутренней стороне которых вырезают буквы «ХВ», означающие приветствие «Христос Воскресе!», а также изображения креста, копья, трости, проросших зёрен, ростков и цветов — символов страдания и воскресения Иисуса Христа (иногда также голубя, символа Св. Духа). Эти рисунки и надпись потом отпечатываются на готовой пасхе. Две дощечки имеют ушки, а две другие — дырочки для ушек. Для большей прочности в отверстия ушек вставляются клинышки.
Интересно. Моя мать просто творог горкой собирала, и я недоумевала, что в нем такого сакрального, ну творог, разве что не по тарелке размазан. И еще шоколадный арахис по кругу выкладывала.